Касимов.ру   Касимов. Торговые ряды, Благовещенская церковь, Мечеть с минаретом...
город Касимов
  • История
  • Туризм и отдых
  • Фотоальбомы
  • Касимовский район

  • Елатьма
  • Лашма
  • Гусь – Железный
  • Сынтул
  • Касимовская справка
  • Гостиницы
  • Схема города Касимова
  • Интерактивная карта центральной части города
  • общение
  • Форум kasimov.ru
  • новости от RBC
    погода в Касимове
    о проекте kasimov.ru
    Контакты
    статистика
  • История города Касимова
  • Городская символика
  • Старые и новые названия улиц
  • Исторические даты
  • Памятники архитектуры
  • История города Касимова

    Город Касимов – один из древних исторических городов. Основан был в 1152 году князем Суздальским Юрием Долгоруким как опорный пункт для защиты юго-восточных границ своего княжества. Своё название город получил по имени финно-угорского племени Мещера, проживавшего в этой местности, отсюда и Городец Мещерский.
    В конце XIV века город был уничтожен монголо-татарами и восстановлен выше по течению Оки, там, где находится и сейчас. По географическому положению к Москве стал называться Новый низовой город.
    В середине XV века великий князь Московский Василий II (Темный) “пожаловал” город казанскому царевичу Касиму, сыну золотоордынского хана Улу-Мухаммеда. Так образовалось удельное “Касимовское ханство”, находившееся в прямой зависимости от великого князя и простиравшееся на 200 верст вокруг Городца Мещерского. После смерти Касима, его сын Данияр, назвал город в честь отца Городом Касима, впоследствии просто Касимов.
    По своему устройству касимовское ханство почти не отличалось от других татарских ханств. Во главе его находился хан («царь») или султан («царевич»). Им мог быть только мусульманин. Татарская знать (беки, мурзы) составляла окружение правителя. Хан имел войско, которое составляли, в основном, татары. Как служилые люди, они имели поместья на территории ханства. Религией татарского населения касимовского ханства являлся ислам. Глава мусульманского духовенства избирался из числа сеитов, считавшихся потомками пророка Мухаммеда. В подчинении у сеита находился полк служилых татар.
    Ханская казна пополнялась налогами с населения. Со всех промыслов поступал в казну оброк. Так, например крестьянин, промышлявший ловлей рыбы, платил денежный оброк или отдавал каждую шестую рыбу. Ведал доходами и расходами ханства специальный казначей. В городе уделом касимовских царей был Старый Посад и Татарская Слобода, последняя представляла собой деревянную крепость с каменным двором правителя, мечетью, минаретом и дворами придворных. Тут же в слободе проживали ремесленники. служилые мурзы (в XVI - XVII вв. около сотни дворов).
    Одновременно в Касимове существовал и русский городок, управлявшийся воеводой (нынешний центр города), там находилась съезжая изба, пушкарский двор, двор рассыльщиков. А с 1567 года, оформилась и третья административная часть города(Ямская слобода), непосредственно подчиненная Москве.
    229 лет просуществовало касимовское ханство. За эти годы на его троне побывало 14 правителей. Ряд касимовских правителей оставил заметный след в истории Российского государства. С именем Шах-Али хана (1505-1567 гг), происходившего из рода сарайского хана Тимура Кутлу, связано падение Казани.
    Шах-Али трижды занимал Казанский престол, последний раз – с августа 1551 по март 1552 года. Участвовал он и в походе Ивана Грозного на Казань. Устрашенные жители Казани предложили политический компромисс. Они согласны были принять в качестве правителя ставленника Москвы, касимовского хана Шах-Али, с условием, что тот женится на их царице Сумбеке. Но это не входило в планы самой царицы, стремившейся сохранить казанский престол для своего маленького сына Утемеш-Гирея. В 1535 году Сумбека, дочь ногайского мурзы Юсуфа, стала женой младшего брата Шах-Али – Джан-Али, который, по соглашению с казанцами, правил в их городе. Однако вскоре вельможи убили Джан-Али ночью в его спальне. Престол в Казани занял крымский хан Сафа-Гирей. Как предполагают историки, все это произошло не без ведома и участия Сумбеки: именно она стала любимой супругой Сафа-Гирея и родила ему долгожданного наследника, а после смерти хана оказалась полновластной правительницей Казани.
    По преданию, описанному в «Казанской истории», Сумбека все же попыталась тайком избавиться от нежеланного жениха. Во время приготовлений к свадебным торжествам она, по обычаю, отправила жениху подарки - собственноручно сделанное кушанье и расшитую шелками одежду. Но Шах-Али был осторожен: угощение царицы сначала предложил собаке, а роскошную одежду велел надеть на приговоренного к смерти раба. Собака и раб тут же погибли в мучениях на глазах своего господина. И еда и одежда оказались пропитаными сильнодействующим ядом. По требованию Москвы казанцы выдали строптивую царицу русским воеводам. В памятнике XVI века, «Казанской истории», рассказывается: «И хотела царица убить себя, но не смогла, ибо крепко берег ее блюститель».
    После того как Иван Грозный штурмом взял и подчинил себе Казань, решилась и судьба Сумбеки. Она жила при царском дворе в Москве, упорно отказывалась принять христианство и надеялась на помощь своего отца Юсуфа, который вел с царем переговоры, прося вернуть ему дочь. Однако царь Иван Грозный приказал Шах-Али взять в жены непокорную царицу. Шах-Али увез ее в Касимов, но, по рассказу в «Казанской истории», «не любил он ее, несмотря на ее красоту <...> и жила она у него запертая, в отдаленной и несветлой комнате, словно в темнице, и не сходился он с нею спать...»
    Ее малолетнего сына царь оставил при дворе, окрестил, дав имя Александр, и велел обучить русскому языку и русским обычаям. Царевич, росший сиротой, умер, едва достигнув 17 лет.
    Шах-Али умер в 1567 году и похоронен в построенном им текие. Текие расположена к юго-западу от мечети. Там же недалеко находился и дворец Касимовского царя (до наших дней не сохранился).Текие Шах-Али (1555 г.) была построена в форме небольшого прямоугольника. Внутреннее пространство разделено стеной на два неравных помещения: большее – усыпальница, меньшее – молельня. Над дверью, которая ведет в усыпальницу вмазана каменная доска, с надписью на арабском языке. Внутри текие восстановлено несколько надгробных камней. Надгробные камни имеют остроконечную форму и исчерчены украшениями. Исследователь В. В. Вельяминов-Зернов, в XIX веке изучавший надписи на остатках надгробий мавзолея, пришел к выводу, что в нем захоронены сам Шах-Али, его любимая жена Булак-Шад и еще шесть их родственников. Девятая же могильная плита оказалась безымянной. Может, она случайно попала в этот мавзолей? Существует предание, будто хан, похоронив не выдержавшую домашнего заточения Сумбеку, не велел писать на надгробии ее имени, чтобы оно окончательно стерлось из памяти потомков.
    А один из касимовских ханов — Саин-Булат. Он был правнуком хана Золотой Орды Ахмата и дальним родственником Шах-Али, участвовал почти во всех военных походах Ивана Грозного. В середине 1573г. Саин-Булат принял христианство и был наречен Симеоном Бекбулатовичем, после крещения он был лишен Касимовского царства, но Иван Грозный оставил за ним царский титул, а в 1575г. провозгласил Симеона Бекбулатовича «царем и великим князем всея Руси». Себя же Иван Грозный стал именовать «Иванцом князем Московским» и «холопом Ивашкой». Все это было не более, чем политическим маскарадом, и через год Иван IV просто «отставил» Симеона Бекбулатовича с великого княжеского престола и пожаловал ему удел в Твери и назвал его великим князем Тверским.
    Касимовский хан Ураз-Мухаммед сыграл одну из главных ролей в русской Смуте начала XVII в.в. Он открыто встал на сторону Лжедмитрия II, известного в истории под именем Тушинского вора. За преданность самозванцу Касимов в 1609 году был осажден войсками царя Василия Шуйского во главе с Ф. И. Шереметьевым. Как рассказывают исторические источники, жители города храбро защищались, но несмотря на это город был взят приступом. Лжедмитрий II бежал из Тушина в Калугу. Там, в числе его приверженцев, находились Ураз-Мухаммед, сын его и князь Петр Урусов. В 1610 году сын Ураз-Мухаммеда, донес на собственного отца, что тот готовит заговор. Лжедмитрий пригласил Ураза на охоту и тайком убил его. В лагере объявили, что касимовский хан бежал. Приближенный Ураза, князь Петр Урусов, жестоко отомстил за его смерть; когда в декабре 1611 года Лжедмитрий отправился на прогулку за город Урусов неожиданно «выстрелил в сидевшего в санях Дмитрия, да еще, выхватив саблю, снес ему голову». Так закончил свою жизнь известный авантюрист.
    На окраине Касимова находиться еще одна гробница — текие Авган-Мухаммед-султана, сына хивинского хана, построена на Старопосадском кладбище (1648 г.)
    В 1621 году в Хиве развернулась борьба за власть между правившим уже 18 лет Араб-Мухаммед-Ханом и его старшими сыновьями Хабашем и Ильбарсом. Стареющий правитель потерпел поражение. Ильбарс приказал убить отца и одного из младших братьев, однако Хабаш пожалел 11-летнего Авган-Султана и, надеясь на доброту, передал его русскому послу. Тот вывез его в Москву. Достигнув совершеннолетия, Авган поступил на службу к московскому царю, ему был назначен удел в Касимове. Умер Авган в 1648 году и был похоронен на татарском кладбище на Старом посаде. Текие Авган-Мухаммед-султана – небольшое одноэтажное здание, сложенное из красного кирпича было украшенно разноцветнымизразцами, с выбитыми на них арабесками, пилястрами. В XIX веке во время реставрационных работ разрушенные первоначальные изразцы на фасадах текие были заменены изразцами с растительным орнаментом одного типа, но разных цветов ( на сегодняшний день украшения на текие не сохранились).
    В 1886 году в Касимов приезжал правитель дел Рязанской ученой архивной комиссии археолог А. В. Селиванов, провели раскопку внутри текие и приподняли камни. На них оказались арабески покрытые разноцветными красками и татарские надписи. Из перевода сделанного профессором Коршем оказалось, что один камень поставлен в честь Авган-Мухаммед-Султана, другой в честь Тюге-Султана (внука Хаджи-Хана и двоюродного брата Авган-Мухаммед-Султана), третий в честь Алтын-Ханым (супруги Авган-Мухаммед-Султана). На четвертом камне оказалось имя Ай-Ханым, возможно это родственница Авган-Мухаммед-Султана или Алтын-Ханым.
    Касимовское ханство находилось в политической зависимости от Москвы и его правители назначались по воле русского царя. В 1614 году по указу царя Михаила Романова Арслан Алеевич был поставлен касимовским ханом, после его смерти власть наследовал его малолетний сын Сеид-Бурган при регентстве матери Фатимы-Султан-Сеитовны. Царевич Сеид-Бурган крестился под именем Василий Арсланович, взял в жены русскую – дочь боярина Н. Ю. Плещеева Марию Никифоровну. Из шестерых сыновей Василия только четверо пережили отца, но они не могли возглавить касимовских татар, так как изначально являлись христианами. Поэтому после смерти Василия правительницей считалась его мать Фатима-Султан-Сеитовна. После ее смерти в 1681 году по городу ползли слухи, что она была задушена собственными придворными, узнавшими о ее намерении принять православие. Касимов перешел под казенное управление.
    История касимовского ханства наиболее полно отражена в капитальном труде академика В. Вельяминова-Зернова «Исследование о Касимовских царях и царевичах» (1863-1866 гг).
    В Касимове от той эпохи остался еще один памятник архитектуры — минарет.
    Центром татарской слободы была татарская площадь, ныне площадь Победы. На площади стоит бывшая ханская мечеть, построенная еще при первом касимовском хане Касиме в 1467 году. От этой постройки ныне сохранился только минарет и основание мечети. В XIX веке Сеидом Салехом Шакуловым был надстроен второй этаж с большими прямоугольными окнами. Внутри мечети находится михраб (место для имама), а стены украшены мрамором. Верх мечети венчает красивый железный купол, завершенным шпилем с полумесяцем. Высокая круглая башня-минарет, выложенна из грубо отесанных камней. Верхушку минарета опоясывает открытая площадка, куда ежедневно по каменным ступеням винтовой лестницы поднимался муэдзин и красивым пением созывал мусульман на молитву. Сейчас в здании мечети расположен краеведческий музей и на минарет поднимаются посетители.
    На территории бывшей Татарской слободы находится действующее с XVIII в. татарское кладбище, действующая мечеть (1906г.), продолжают служить людям здания, построенные татарами в XIXв. (дома Кастровых, здания Шакуловых, Акимовых, Девишевых и др.
    В середине XIXв. в Татарской слободе проживало более 800 человек, а в конце XIXв. - 1126 человек. Основная масса населения жила в окрестностях Касимова, в поселениях сельского типа, число которых к концу XIXв. сократилось до 38 (в середине XIXв. их было 62). По последней переписи количество татар в городе и районе не превышало тысячи человек. Потомки касимовских татар проживают в Москве, Петербурге, Казани и др. городах, часто навещают родину своих предков.
    После упразднения ханства Касимов был приписан к дворцовым волостям, а касимовские татары к Воронежским корабельным верфям. В 1708г. Касимов относят к Казанской губернии, в 1719 – к Воронежской (Азовской) губернии. В 1778г. получает статус уездного города Рязанского наместничества, а с 1796г. Рязанской губернии. В 1779г. утверждается герб Касимова. Символом города стал остов строящегося корабля, свидетельствующего о местных лесах (корабельные сосны), о занятии жителей судовым промыслом на Оке, и о приписке касимовцев к Воронежским корабельным верфям. В современном гербе города, принятом в 1998г., за основу взят этот же символ, но чуть видоизмененный.
    До революции в городе действовало 12 православных храмов. До наших дней не все храмы сохранились. В период с 1931 по 1935 годы со всех церквей были сняты колокола. В конце 20 века, сохранившиеся православные храмы начали обретать вторую жизнь.
    За долиной реки Бабенки на высоком плато Старого посада с березовой рощей, заброшенным татарским кладбищем высится стройным силуэтом Ильинская церквь(1811-1848). В 1929г. церковь была закрыта и долгое время находилась в полуразрушенном состоянии.
    Первый каменный храм Касимова - Богоявленская(Георгиевская) церковь, выстроеная к 1700г. По местному преданию в монастыре ранее находившимся на этом месте, скончался Александр Невский. Высокая пятиглавая церковь построена в бывшей Пушкарской слободе, имеет придел Георгия Победоносца, покровителя ратных людей, называется в народе Егорьевская. За алтарем церкви еще в середине ХХ века видели большой продолговатый камень, без надписи, с восьмиугольным крестом, кто под ним был похоронен неизвестно, но по народному преданию это был любимый шут Петра Великого – Иван Алексеевич Балакирев. Долгое время после закрытия в церкви находился склад кожсырья. К середине 1990-ых году храм был возвращен Епархии. 15 апреля 1995 года, на Вербное Воскресенье, с колокольни храма раздался праздничный перезвон.
    Николькская церковь принадлежит к числу древнейших церквей в городе. В 1705 году была построена каменная церковь с приделом Иоанна воина. Колокольня церкви была построена в 1867г. С восточной стороны церкви находится каменная часовня, в которой в 1847г., похоронен был некто Петр Семенов, живший в течение 8 лет в качестве послушника при известном подвижнике Саровской пустыни о. Серафиме и скончавшийся в приходе к сей церкви в глубокой старости. Ещё Никольская церковь примечательна тем, что она единственная церковь, которая не закрывалась в годы гонений. Из всех церквей города, первыми зазвонили колокола Никольского храма. Это событие произошло в декабре 1994г.
    В 1753г. начато строительство Троицкой церкви с приделами святителя Николая Мир-Ликийского и Преподобного Сергия Радонежского. На втором этаже находится церковь в честь Божьей Матери Одигитрии. Богослужение в ней совершалось один раз в год – 28 июня. Каменная восьмигранная, окруженная двухярусной галереей с арками на столбах, колокольня была построена в 1772г.
    В центре города, на Соборной площади возвышается во всем своем величии Вознесенский Собор.
    Cтроительство, ныне существующего, соборного храма Вознесения Господня с приделами Покровским и Предтеченским было начато в 1854г. Проект составил рязанский губернский архитектор Н.И. Воронихин (племянник известного русского архитектора А.Н. Воронихина). Собор был освещен в 1862г., к тому же году относится постройка многоярусной колокольни, заложенной в 1859г. Колокольня была самым высоким сооружением в городе, на ней был колокол в 760 пудов. По своей обширности и богатству внутренней отделки собор принадлежал к числу самых красивейших церквей Рязанской губернии. В советское время колокольня была разобрана, в соборе разместилась детская спортивная школа. В конце 90-х годов XX века Собор был передан Епархии, и в нём начались восстановительные работы. 18 мая 2002 года купол храма увенчала позолоченная маковка с крестом и собор стал обретать былое величие. 1 июля 2002 года Касимов посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II для освящения Вознесенского Собора.
    Сама Соборная площадь заслуживает особого внимания. И.С. Гагин разработал её планировку, оформил вход, построил Торговые ряды, являющиеся самым крупным и выразительным его архитектурным произведением и несколько особняков. Уроженец Касимова, И. С. Гагин(1767 - 1844) - разносторонне одаренный человек, архитектор и градостроитель, механик и изобретатель, исследователь родных мест. На площади 6 памятников архитектуры федерального значения: Благовещенская церковь (1740г.), Успенская церковь (1775г.), Дом Наставиных (1813г.), три корпуса Торговых рядов (1818-1824г.г.) и много памятников местного значения.
    Постройка каменной Благовещенской церкви была закончена в 1740 году. Основная глава храма украшена ажурным кованным крестом замечательной работы касимовских кузнецов. С этим крестом связана романтическая легенда: “ В далекие времена, полюбили друг друга юноша и девушка. Решили они обвенчаться и объявили об этом своим родителям. Воспротивились родители решению детей, так как те находились в близком родстве друг другу (двоюродными братом и сестрой). Не послушались молодые, решили обвенчаться тайно. Пришли в Благовещенскую церковь, помолились и стали обмениваться кольцами. Вдруг небо заволокло тучами, раздался гром, и появились ангелы (по другой версии голуби), выхватили из рук обручальные кольца и исчезли (улетели). А в память об этом на кресте церкви можно увидеть ангелов”.
    В 1775 году была закончена постройка пятиглавой Успенской церкви. Во время грозы молнией были разрушены кресты на головах церкви и повреждена вся кровля. Среди горожан пошла молва о том, что купеческие деньги нечистые, поэтому и не принял Господь купеческого дара. В народе церковь считалась купеческой и отличалась своим великолепием и красивым иконостасом, стены были украшены живописью. Сегодня церковь возвращена Епархии. 13 июля 1995 года была освящена Преосвященнейшим владыкой Симоном, архиепископом Рязанским и Касимовским.
    Cамый изящный особняк Соборной площади - дом Наставиных, построенный в 1813г. княгиней Елизаветой Ивановной Путятиной. Перед революцией этим особняком владели купцы Наставины. Это постройка классического типа. Дом высокий, стройный, с четырехколонным портиком, стоит лицом к улице, имеет протяженный фасад. Этот дом и был выбран для дома городничего при съемках фильма “Инкогнито из Петербурга” по пьесе Н.В. Гоголя “Ревизор”, которые проходили в нашем городе. После революции это здание занимали различные организации. Постановлением Совета Министров СССР от 30 августа 1960г. дом взят под учёт, как памятник архитектуры республиканского значения. Но к этому времени сохранился лишь наружный вид дома, внутри никаких следов старины уже не осталось.
    Торговые ряды расположены в нижней части Соборной площади, они предназначались для магазинов и складов.
    Касимов – богат памятниками архитектуры, включен в список малых исторических городов России. В городе насчитывается 38 памятников, стоящих на государственной охране, из них – 14 памятников федерального значения. В двух памятниках архитектуры - Доме Алянчикова(на пл. Соборной) и Соборной ханской мечети(на пл. Победы) разместился Краеведческий музей. В 2002 году в музее открылась новая стационарная экспозиция “История Касимовского края с древнейших времен”. В одном из залов экспозиции представлены два предмета из уникальной коллекции деревянной полихромной скульптуры XVII века “Никола Можайский” и “Голгофа”. Особый интерес представляет “Голгофа”, состоящая из пяти скульптур. Фигуры почти в рост человека, а черты лица – типично татарские. Почему так, мы можем только предполагать, что во время реформы, предпринятой патриархом Никоном, церковь принимала все меры к скорейшему крещению татар и в особенности мордвы. Миссионеры выставляли Голгофу на площади в праздничные дни, тем самым, пытаясь обратить касимовских татар в православную веру.
    Еще одна улица с интересными особняками - Набережная. Ранее эта улица была визитной карточкой города. Здесь располагались дома крупных касимовских купцов Шишкиных, Шемякиных, Верьиных, одного из основателей пароходного движения на Оке А.В. Качкова. Но самым величественным и ярким из купеческих домов выделяется своим великолепием дом купца первой гильдии Д.С. Баркова. В середине XIX века усадьба занимала очень большую площадь(13.000 кв.м.), был сад с прудом и рыбами в нем. В саду имелась оранжерея и несколько деревянных флигелей. Позднее была посажена липовая аллея. Усадьба Барковых в то время была центром светской жизни города.
    Само расположение города способствовало развитию в нём оживленной торговли. К концу XIX века Касимов стал одним из наиболее развитых в торговом и промышленном отношении городов Рязанской губернии. В городе возникли промышленные заведения, в первую очередь веревочно-канатные и кожевенные. От кожевенного завода Баранаева, известного еще с 1791 года, который производил подошву, полувал, мостовье ведет свою родословную овчинно-меховая фабрика. Сейчас это ЗАО «Руно», которое специализируется на пошиве овчинно-меховых изделий и обработке сырья. В 1851 году была основана акционерная компания «Троицкая машинно-канатная фабрика», от которой ведет свою историю фабрики «Красный текстильщик», крупное сетевязальное производство.
    В 1838г. Касимов имел уже 66 каменных домов и 840 деревянных, по их количеству он лишь немного уступал Рязани, где было 84 каменных и 979 деревянных здания.
    Характеристику внешнего вида Касимова сделал в 1837г. Александр II, который, будучи тогда наследником, путешествовал по России. Любуясь на город из-за реки, он сказал, что со стороны Мурома город похож на деревню, а из-за реки - губернский город. К началу XXв. облик города практически не изменился.
    В XX века в судьбе Касимова отразились все важнейшие события страны. После революции и гражданской войны Касимов вступил в эпоху первых пятилеток. Начинают расширяться предприятия, происходит их переоснащение. В 1939 году вступил в строй плавучий док для ремонта пароходов. В этом же году начал работу Горпищекомбинат. Сначала он объединял кондитерский цех, завод безалкогольных напитков и две мельницы. Сейчас это ЗАО «Касимовская кондитерская фабрика».
    Во время великой Отечественной войны свыше 10 тысяч сложили свои головы в кровопролитных боях. Около 15 тысяч касимовцев были награждены орденами и медалями, а 20 из них получили высокое звание Героя Советского Союза.
    В 1968 году на базе производственных мастерских Касимовского индустриального техникума возник завод холодильного машиностроения «Холодмаш», специализирующийся на холодильных установках. Сейчас предприятие наладило выпуск новых видов продукции.
    В 1971 году в Касимове открылось еще одно предприятие - Приборный завод. Продукция завода - это воздушные стерилизаторы, термостаты, суховоздушные лабораторные шкафы, паровые стерилизаторы, медицинская мебель и др.
    В течение 10 лет велось строительство гиганта цветной металлургии - Приокского завода цветных металлов. В 1989 году в эксплуатацию был введен «серебряный корпус», а в 1991 году - «золотой». Это одно из крупнейших предприятий в России по аффинажу драгоценных металлов, т.е. очищению драгоценных металлов от посторонних примесей. Товарный знак завода зарегистрирован на Лондонской бирже, а касимовские слитки имеют статус Good Delivery (надежная поставка). Благодаря заводу в Касимове появился новый благоустроенный микрорайон Приокский.
    Так исторически сложилось, что в городе на протяжении многих веков мирно и дружно соседствуют две народности, две культуры, две религии: русские и татары, православие и мусульманство.
    В возрождении православных традиций большую роль играет активная деятельность священника, Почетного гражданина города Владимира Правдолюбова, представителя старинной церковной династии касимовских священников, которой уже более 300 лет. Открыта православная школа. Большим событием начала XXI века было обретение святых мощей священоисповедника Сергия Правдолюбова. В настоящее время рака со святыми мощами находится в Троицком храме, в котором священноисповедник Сергий был настоятелем.
    Религиозное возрождение произошло и у мусульман. В городе вновь зарегистрирована мусульманская община. Мечеть в Касимове начала действовать 19 января 1999 года, в день праздника Ураза Байрам.
    Касимов, несмотря на все перемены, не утратил своего самобытного облика: здесь прошлое живет в настоящем, переплетаются черты разных эпох и культур.

    Геополитическое расположение
    Город Касимов расположен в центральном регионе России в 262 км от Москвы по автодороге. В соответствии с географической системой координат Касимов расположен на 54°56' северной широты и 41°21' восточной долготы. Касимов - районный центр в Рязанской области области. Население города около 35 тыс. человек.

    Географическое расположение
    Фрагмент карты

    Железнодорожное сообщение
    Фрагмент карты

    Городская символика

    Флаг города Касимова
    Флаг города

    Герб города Касимова (прежний и современный (RN 290) варианты)
    Автор современного варианта герба – художник М.К. Шелковенко. Прежний гербСовременный герб

    В лазоревом (синем, голубом) поле - золотое корабельное основание, нос которого увенчан короной, украшенной самоцветами; в золотой левой вольной части со скругленным углом - старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой золотое украшение с лазоревым самоцветным камнем.

    Старые и новые названия улиц
    Старое название Современное
    Большая (Соборная) Советская
    Черновская (Загородная) Ленина
    Большая Мещанская (от Советской до Сиверки) Карла Маркса
    Большая Мещанская (от Советской до Бабенки) Илюшкина
    Малая Мещанская (от Советской до Сиверки) Карла Либкнехта
    Малая Мещанская (от Советской до Бабенки) Федоровой
    Долгая (Монастырская) Луначарского
    Долгая (от Советской до Бабенки) Большакова
    Затинная (Наставинская) Комсомольская
    Владимирская (Дворянская) Володарского
    Короткая (Мясницкая) Воровского
    Саровская (Городцовская) Октябрьская
    Казанская Свердлова
    Пятницкая Дзержинского
    Заболотная Урицкого
    Троицкая Пролетарская
    Кузнечная (Кооперативная) 50 лет ВЛКСМ
    Тюремная Кокорева
    Гостинная Губарева
    Дровяная Комарова
    Хлебная Чижова
    Ямская слобода Советская
    Сенная (площадь Революции) площадь Ленина
    площадь Никольская площадь Пионеров
    площадь Хлебная площадь Чижова
    Исторические даты
    1129 - образование самостоятельного Рязанского княжества
    1152 - основан Городец Мещерский
    1376 - разорение Городца Мещерского в результате нашествия из Орды
    1452 (неточная дата)- пожалование Городца Мещерского царевичу Касиму. Возникновение Касимовского ханства
    1681 - упразднение Касимовского ханства
    1778 - образование Касимовского уезда в составе Рязанской губернии
    1918 - установление советской власти
    1929 - образование Касимовского района в составе Московской области
    1937 - переход города и района в состав Рязанской области.
    Руководитель проекта – Благодеров А.В., ©1999-2014
    Техническая поддержка – магазин компьютеров "ЭлеКом" // Финансовая поддержка – компания "Формат"